Елена Орлова
   
   
   
   
 

Публикации

На асфальте, на бумаге, на трамвайном окне

в гостях у директора областной детской художественной галереи Елены Орловой: дети рисуют

Юлия ГРЕЧУХИНА

Многое начинается в глубине детства, – такого раннего, что взрослый человек потом не всегда вспомнит. Говорят, под сердцем матери не родившийся еще младенец в состоянии улавливать и запоминать музыку. А первые опыты живописи под силу годовалому малышу.

Спрашиваю у директора областной детской художественной галереи Елены Владимировны Орловой:

– Каждый ли ребенок должен рисовать?

– Каждый человек должен рисовать, – мягко поправляет она меня.

...Однажды маленькая пятилетняя девочка принесла на городской конкурс юных художников листок в клетку. Наивная картинка в красном и синем карандаше называлась "Морской бой".
Рисунок победил! И стал началом любимой профессии, карьеры, судьбы, всего. Сегодня Елена Орлова, известный художник-график, галерист, профессор Волгоградского института искусств, – а это уже школа, студенты-ученики – не оставляет работы с детьми, с невылупившимися птенцами:

– В студии областной детской художественной галереи волгоградские мамы приводят заниматься малышей. Вы ребят принимаете по конкурсу?

– Нашей галерее скоро 20 лет. Она в России первая. Любое начинание не бывает без проб и ошибок. В период становления, популярности и ажиотажа приходилось проводить конкурсные отборы. В конце концов мы пришли к выводу: нельзя этого делать. Отбор уместен для абитуриента профессионального вуза. А на заре жизни мы должны дать всем равные возможности. Конечно, проще всего работать с детьми, которых ангел поцеловал в лоб, как будто родившимися с кисточкой и карандашом в руке. Но если ты все-таки выбрал профессию педагога, должен... рассчитывать на любых детей. Врач же не говорит: вы болеете тяжело, я вас лечить не буду. Так и здесь. Мы работаем со всеми.

– Места на всех хватает?

– Мы расширили количество студий. Одни из первых в Волгограде открыли клуб раннего интеллектуального развития. Первыми начали работать с малышами. Сейчас в городе появилось много таких родственных организаций, где работают по разным методикам раннего развития, но с едиными целями. Это самое главное, чего добилась галерея. Положительный момент конкуренции.

– Скажите, пожалуйста, в каком возрасте можно вести ребенка в изостудию?

– Ну, в три года. Иногда раньше.

– Серьезно?

– Помню, лежала в больнице со старшим полугодовалым сыном. Он не спал, я носила его на руках и рассказывала сказки. Мне врач сказал: "Ты с ума сошла, Пушкина читать, ребенок не понимает же ничего". Сейчас-то доказано, что еще в утробе материнской дети слышат сказки и музыку. Чем раньше начинается любое воздействие, тем успешнее результат.

– Стоит ли годовалому карапузу давать краски и кисточки?

– Он пока может порисовать пальчиком, обмакивая в краску. Все колющие предметы – кисточки, карандаши – травмоопасны для ребятенка. Нужен неусыпный контроль, если эти инструменты мама все-таки ему даст. Почему нет? Мои сыновья очень рано получили доступ к карандашам и бумаге. Я считаю, по возможности, если позволяют жилищные условия, надо разложить в доступных местах материалы для изобразительного творчества. Чтобы пробудить интерес. Как с игрушками. Ребенок берет машинку, изучает ее, начинает катать, гудеть. Так и здесь. И, конечно, материалы должны лежать на доступной ребенку высоте. Тот мой рисунок на листочке в клетку был намалеван на полу.

– А краски?

– Прежде всего качественные. С этим сейчас нет проблем. Яркая гуашь. Акриловые краски. Восковые или масляные мелки – пастель. Очень хорошие есть профессиональные карандаши. Не сравнить с "дровами" нашего детства. Качество тем более важно, чем младше ребенок. Студент еще может понять, что он бы и сделал лучше, но материал не позволяет. А маленькие детки не могут быть объективны. Они видят, что цвет некрасивый, белесый, и все.

– Вы согласны с распространенным мнением психологов, что если ребенок использует чаще всего черный и коричневый цвета, монохромную гамму, значит, у него проблемы психологические?

– Не согласна. Мне приходилось наблюдать обратные примеры. Ребенок жизнерадостный, адекватный, восприимчивый, контактный, – но берет черный цвет. Да просто это очень выразительный цвет! Я – график, люблю черный и белый. Ни одна краска так не легка, как черная.

– Кстати, о психологии. Арт-тренинг, арт-терапия сейчас в моде. Вы используете такие методики?

– Они действительно чрезвычайно интересны, и мы намерены их в галерее попробовать. И не только для детей старшего возраста, но и для родителей.

–- Сколько в галерее студий?

– Давайте перечислим, – студии, которые ведут Алла Скорова, Вера Самохина, Лариса Самарина, Татьяна Ковешникова. Клуб раннего интеллектуально-эстетического развития, который ведет Лариса Смирнова с друзьями, соратниками. Наталья Попова у нас занимается с самыми маленькими детьми до трех лет.

– Нужно ли малышу показывать, как рисуется цветочек, домик, человечек?

– Когда показывает профессионал, в этом, наверное, ничего плохого нет. Ничего зазорного, когда родитель, не чувствуя в себе таланта, скажет: я тоже не умею человечка рисовать, давай попробуем вместе. Может, у нас получится. Этим родительский авторитет не принижается, когда он на глазах ребенка пытается что-то освоить, а только положительно влияет на дружеские отношения. У нас была раньше группа родителей и детей. Мамы поначалу сильно критиковали своих деток. "Что это ты нарисовал! Таких деревьев не бывает! А ресницы ты где такие видел?" А когда они сели рядом... эти крохи иногда помогали мамам. "Мам, ты не так. Ты не бойся". Порой нам кажется, что мы знаем все. Как учить. Как лечить. Как руководить государством. Как рисовать.

– А ребенок?..

– Он больше раскрепощен.

– Вернемся к началу нашего разговора. Зачем детям рисовать?

– Главное, чтобы они были счастливы. Мы же сейчас говорим о рисовании не как о будущей профессии, а как о способе самовыражения. Потому что профессиональная подготовка – несколько другое. Там очень жесткая самодисциплина, как в спорте или музыке, когда никуда не деться от тренировок, от гамм, от построения перспективы. А мы говорим о рисовании, как о способе выражения эмоций, воспитания эстетического вкуса, который пригодится в выборе одежды, в создании уютного дома, сервировке стола. Мы говорим с вами о выработке потребностей, когда человеку необходимо сходить на выставку, посмотреть картины. Воспитание – вот чем занимается галерея. И мы вели беседу об этом.

Волгоградская правда, 25 сентября 2009 г.


   
  
Rambler's Top100
TopEnter YandeG - рейтинг сайтов