Поводом для нашей встречи с директором Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И.Машкова (ВМИИ), членом Союза художников РФ, заслуженным работником культуры РФ Еленой Орловой стала ее командировка в Бельгию на международную музейную конференцию. Влияние цифровых технологий на музейную просветительскую деятельность, создание контента для новых средств предоставления информации в художественном музее – далеко не все темы и события этого делового форума. Человек, открытый для всего нового, Орлова готова интерпретировать интересный европейский опыт для отечественных реалий. Тем более, перед российскими и волгоградскими музеями стоит задача модернизации. Об этом наш разговор.
– Мы не расставались с фотоаппаратами, – рассказывает Елена Орлова. – Наряду со съемками музейных шедевров и арт-объектов снимали, например, как устроено освещение в залах и даже конструкцию и расположение пожарных кранов.
– Бог в мелочах?
– Да. Скажем, у входа одного из музеев Брюгге стояли легкие складные стульчики. Посетители могли их спокойно брать, нести в руке, а если устанут, садиться перед картинами, слушая экскурсовода. Кстати, нам самим такая забота очень пригодилось, ведь мы ходили с утра до вечера и буквально не чувствовали под собой ног.
– Разные ментальности не мешали восприятию?
– Бельгия очень музейная страна. Периферийный городок или промышленный мегаполис обязательно похвастаются несколькими абсолютно разноплановыми музеями. И приятно было видеть, что и те и другие, независимо от того, располагаются ли они в центре столицы или на окраине страны, находятся в зоне активного внимания и властей, и горожан, и многочисленных туристов.
– Увиденное сильно отличалось от российских реалий?
– Потрясло бережное отношение к культурному наследию и одновременно стремление ко всему новому. В Генте за прекрасно отреставрированным фасадом 13-го века мы увидели суперсовременный интерьер гостиницы с космическими лифтами и ресторанами. То же можно сказать о музеях: туристы, с наслаждением рассматривающие Босха и Брейгеля, с не меньшим интересом посещают экспозиции актуального искусства, наслаждаются современными арт-объектами. В Антверпене мы познакомились с Домом Рубенса, музеем современного искусства и новым музеем MAS (Музей культурного наследия Антверпена). Это очень интересный памятник современной архитектуры – необычное 10-этажное сооружение рядом с портом. Его построили достаточно быстро на средства государства, зарубежных и частных инвесторов.
– Проблема с деньгами существует всегда и везде?
– Конечно. Но вот замечательная деталь – тамошнее местное сообщество выразило благодарность каждому спонсору. На стене музея расположили металлические слепки кистей рук, символизирующие руку дающего. Нам показывали: вот это рука представителя международного фонда, который сделал солидный вклад. А вот это рука девушек-подружек, которые передали на строительство музея все свои сбережения, отложенные на отпуск. В этой небольшой детали выражено трепетное отношение и спонсоров к музею, и музея к спонсорам.
– Чего там ждут зрители от музеев?
– Нам рассказывали, что когда среди горожан провели опрос, что им понравилось в музее больше всего, оказалось, самым интересным является организация депозитария. Обычно фондохранилища скрыты от посторонних глаз, там могут находиться лишь избранные сотрудники. Только благодаря установке спецоборудования в депозитарий получают доступ все желающие. Экспонаты защищены бронированным стеклом и сеткой. Рисунки лежат в специальных комодах: открывай наугад ящики, рассматривай, но трогать не получится, все под стеклом. Для самых дотошных зрителей предлагается виртуальная версия произведений искусства. Всегда ведь интересно заглянуть в святая святых. Тем более, в натуре человеческой считать, что самое интересное и главное спрятано за стенами.
– И вывод?
– Разумеется, волгоградский музей завтра не построит новое 10-этажное здание (хотя, хочется надеяться, когда-нибудь это случится). Однако легкие складные стульчики для посетителей мы в зале на ул. Чуйкова уже поставили!
– Браво, Елена Владимировна. Какие еще идеи заимствовали у «басурман»?
– Скажу, чему завидую. Отношению к музеям. Маленькая страна-музей, в каждом городе несколько музеев. И везде люди: туристы, местные жители. Вот к чему надо стремиться. Причем востребовано и классическое искусство, и современное. Инсталляции, мультимедийные презентации порой бывают неоднозначными, непривычными и спорными. Но чем больше их смотрела, тем больше убеждалась в необходимости открытия в Волгограде площадки современного искусства. Надеюсь, в самое ближайшее время попробуем порадовать или взбудоражить горожан таким опытом.
– Простите, а разве для этого достаточно помещений? Тем более, всем известно, что и музею изобразительных искусств на проспекте Ленина, и залу на улице Чуйкова очень нужна реконструкция.
– В первую очередь нам нужно дополнительное помещение для хранения коллекций. При этом условии мы прекрасно выстроим всю работу. Для выставок академического, классического искусства как нельзя лучше подходит наше здание на проспекте Ленина. А для показа нетрадиционных, новых форм – зал на Чуйкова. Про перспективы ремонта боюсь говорить, чтобы не сглазить.
Главное, за последние два года в нашем музее сложилась классная профессиональная команда. Общими усилиями мы можем работать над созданием в Волгограде своего рода музейного кластера. Очень хочется открыть международный исследовательский центр наследия Ильи Машкова. Право на это нам дает не только второе в мире по величине собрание произведений нашего земляка и одного из первых отечественных авангардистов, но и наличие экспертов по творчеству Машкова. Мечтаем запустить музейный отдел либо презентационную площадку актуального искусства.
– В последние годы вы много делаете по музейной педагогике, арт-терапии.
– Да, за два года неплохо себя зарекомендовали наши просветительские программы для школьников, пенсионеров, детей-инвалидов. Это интерактивные занятия, экскурсии, лекции, различные мастер-классы, музыкальные вечера, музейная продленка. Очень актуальна арт-терапия. Так что есть над чем работать. Необходимы средства для закупок произведений. Невозможность приобрести произведения современных авторов порождает культурно-исторические лакуны, которые впоследствии будет трудно восстановить.
Планируем открытие на базе ВМИИ виртуального филиала Русского музея, центра музейной педагогики, ресурсного центра. Знаменитый Борис Столяров положительно воспринял нашу готовность сотрудничать.
– Насколько знаю, виртуальные филиалы Русского музея открыты во многих российских городах. Дошла очередь и до Волгограда?
– Компьютерные программы, предоставленные Русским музеем, расширяют возможности ознакомления с искусством и культурой. Мы сможем получать электронные каталоги крупнейших выставок Русского музея, планируем выпустить совместно с Русским музеем виртуальную версию прошедшей недавно в нашем музее выставки «Век валета». Это уникальный проект, ведь не все могут позволить себе часто ездить в Петербург. А тут волгоградцы смогут познакомиться с шедеврами хотя бы в электронном виде, побывать на виртуальной экскурсии в фондах или реставрационных мастерских, «побродить» по виртуальным дворцовым интерьерам. В программном пакете есть даже игры для самых маленьких.
Несмотря на все трудности, я верю, что Волгоградский музей изобразительных искусств уже сегодня реально работает на имидж всего региона и достоин стать его яркой и резонансной достопримечательностью.
Юлия Гречухина,
Волгоградская правда № 215 от 16.11.2012