Волгоградской детской художественной галерее исполнилось 15 лет. А сложилось это уникальное явление благодаря Елене Владимировне Орловой
Сегодня этот дом уже тесен. Галерея разрослась, и ей не хватает плоскостей, не хватает помещений – переросла планами и идеями. Здесь детские работы выставляются, но здесь, в художественной студии, они и создаются. Собственно, картинная галерея и образовалась из детской студии «Провинция», которую 25 лет назад начала вести художница Елена Орлова. А поскольку ее понятия о ценности искусства держались на одном-единственном критерии – проявление таланта, – то появилась проблема: каким образом показывать работы воспитанников студии? Разве что в собственной галерее… Так, из необходимости мотивации выросло целое дело. Сегодня художественная галерея уже настоящий центр эстетического воспитания. И это отдельная – высокая линия мотиваций…
Она непреклонна в своем убеждении: талантливы все дети, но их надо учить.
– Мы же учим детей читать, писать, – говорит она просто, – вот и рисовать пусть начинают с помощью взрослых. Причем учить надо всех детей, и как можно раньше.
– Зачем нам столько художников? – говорю я, не успевая додумать.
– Задача не в этом, – в голосе Елены Владимировны заметен легкий нажим, – мы учим любить. Разглядеть красоту в окружающем мире способен только проникновенный взгляд. Как научить понимать другого, если души не развивать? Воздействовать надо на эмоции, чувства ребенка, и это дает только искусство...
– Без развития чувств мы рискуем воспитать технократов, – говорит она. И приводит пример высокотехнологичной Японии, где человеческий фактор парадоксальным образом стал тормозом технического прогресса. И что же спасает японцев? Спасает сакура – цветущая японская вишня, то есть красота. А еще точнее – умение любить красоту.
Кстати, именно японцы высоко оценили – как уникальное явление – Волгоградскую детскую художественную галерею. Пять лет назад она была внесена в каталог художественных музеев мира, изданный в Японии. К тому времени, действительно, маленькие художники из Волгограда уже «сверкали» на многочисленных международных выставках и биеннале, получая призы и медали, а деятельность галереи стали отмечать профессионалы из сферы продвижения искусства. И вот очередное подтверждение: из Лиссабона пришло приглашение на конференцию ЮНЕСКО. А из Москвы прислали письмо с предложением включить воспитанников галереи во Всероссийский каталог «Одаренные дети».
То есть из всех изначально талантливых все же кого-то выделяют? Как можно увидеть настоящее искусство в детских работах? Или речь идет о чем-то другом? Такие вопросы, оказывается, задают даже художники. Елена Владимировна констатирует: не все способны детское творчество воспринимать адекватно. А она знает, что даже самый маленький ребенок способен нарисовать царя Дадона – каким увидит, конечно. Орлова воспринимает их по-разному. Одновременно как борцов и созидателей. Однако об этом потом…
Это была авантюра – детскую мазню на стены! Но рядом нашлась поддержка. Муж Елены Владимировны – тоже художник – Евгений Федоров, поначалу лишь захаживал по вечерам в студию, но постепенно заразился идеей создания галереи, стал ее «мотором». «Грех жаловаться, – машет руками Орлова, – нам очень многие помогали и помогают, иначе бы борьба не принесла такого результата».
…Да, слово борьба соотносится со всей ее жизнью. Тринадцать лет назад, когда не стало мужа, на руках остались двое мальчишек, причем младшему был всего год. На ее же руках оказалась и сама идея. Рассказывая, она опять спохватывается, начинает называть имена тех, кто поверил, что дело важное, почти святое, а значит, заслуживает участия.
А я понимаю другое: далеко не каждый способен только «под идею» собрать вокруг себя людей и «поставить» замыслы на землю. Вот Елена Орлова при этом оставалась художником. Чудесные ее пейзажи и натюрморты исполнены в капельной технике: цвета раскладываются по мельчайшим оттенкам, и получается нечто удивительное. Мозаика в кисти. Беглый взгляд сначала цепляет эффект: что-то сияет изнутри. А потом уже присматриваешься к подробности ее стиля. И постепенно понимаешь, как увлекательно вглядываться в жизнь вообще – космос рядом, надо лишь к нему повернуться. И это подсказал и показал художник.
Без Орловой не обошелся и другой успешный проект для детей – журнал «Простокваша» под редакцией Сергея Васильева. Порой даже удивляются: а разве это волгоградский журнал? Выглядит уж очень радостно. И добротно. Это объясняется только одним – любовью авторов. Елена Орлова, конечно, расценивает эту работу как продолжение миссии:
– Выращивать зрителя, читателя, слушателя – будущего потребителя искусства. Как-то весной в галерею попал вице-мэр города Дижона. Ему, конечно, не могли не показать выставку молодых художников, которая была так кстати приурочена к юбилею импрессионизма. И это оказалось убедительным аргументом взаимопонимания…
«Когда на выставку детских работ приходит маленький ребенок, он становится маленьким зрителем. Это как круговорот творческого потенциала», – пытается дальше объяснять мне Орлова. А круговорот фантастический: выставки воспитанников галереи были в Америке, в Голландии, Франции, Японии, Швеции, Дании, Австралии, Индии, Германии, Финляндии, Польше, не говоря о самой России. «В некоторых зарубежных странах Россию считают не очень развитой страной, и поэтому работы наших детей вызывают ошеломительную реакцию – всех удивляет, как здесь могут вырасти талантливые художники, как они вообще могут так ярко проявиться?».
Искусство и дети – вот наш «золотой запас». У Елены Владимировны в этом убеждении столько веры, что одно это, возможно, идею и вытянуло. Так ведь и вышло, что за пятнадцать лет в Волгограде образовалось множество изостудий, школ искусств, и они в детском образовании уже получили достойную роль – детей ведут и ведут к художникам. В галерее принимают всяких – неумелых и «продвинутых», для каждого здесь есть возможность развернуться. Как цветку или мотыльку. «Объявляя фестиваль «Все вместе в XXI век», мы знали, что подтолкнем детей к поиску информации о великих людях, открытиях, путешествиях».
Таким же кумулятивным был и другой проект – конкурс, посвященный юбилею Пушкина. Как иллюстрировать, если мало знаешь, мало читал? И пошло: юные художники всматривались в Пушкина, неизменно зачитываясь.
Кстати, кажется на наших глазах зреет совсем особенное явление – молодежный фестиваль имени Ильи Машкова. Елена Владимировна в него тоже вложила глубокий смысл: «Машков отсюда родом, и мы должны этим гордиться». В стенах галереи открылся уже пятый фестиваль – таким образом здесь заявляются молодые профессиональные художники. Но важно другое: их работы оказываются рядом с теми, кто мир искусства еще только открывает. И это «рядом» дорого стоит. Если, конечно, понимать, что солдат в корявой каске – все равно солдат. Главное, что за него переживают: маленькая рука рисует раненого солдата печальным. Или еще картина: одинокая собака на холоде. Она останавливает сердце чем-то обжигающим. Чем? Понятно, не художественной техникой – чувством.
Изобразительное искусство индивидуально, оно идет от обратного: созидательность вырастает из страсти к самореализации. Елена Владимировна сетует, что этой ценности мало придают значения. В современной школе, правда, уже не поют хором песню «Весь мир насилья мы разрушим до основания…», но все же искусство должно стать ближе к детям – это нужно для жизни. «Прорастание идет вглубь», – по-своему искренне видит результаты Орлова. В кругу тех, кого собирают галерея и студия, ей видно, что растет совершенно новое поколение – дети, их молодые родители готовы на все, только бы пить и пить из этого родника, так много дает это душе, сердцу.
Елена Владимировна признается, как сама с любопытством порой тестирует студентов (она преподает в институте художественного развития при педуниверситете и в институте культуры и искусства). Предлагает, например, темы из прошлого, тургеневского века. И оказывается, что сегодняшние молодые люди так же отзывчивы на чувства, столь же тонкие и глубокие, умеют выразить это и в искусстве. Остается и предмет внимания – душа и руки: развивать, развивать...
– Я скажу, наверное, крамольную вещь, – смущенно говорит Елена Владимировна, – но детское творчество идет от педагога. И когда родители начинают волноваться, если что-то «не получается», я советую не критиковать ребенка, а сменить педагога. Дети материал хрупкий, ему нельзя навредить.
Так считают все, кто верен ей и делу. А самыми первыми соратниками идеи остаются Алла Николаевна Скорова и Лариса Юрьевна Самарина. Другим бывает очень трудно…
Ещё об идее: состояние творчества – вот что надо культивировать, в этом должна быть потребность у любого человека.
А у нее самой как с этим? Да так, как и должно быть у творческой личности. Всю жизнь любит джаз, занималась хореографией, не может жить без литературы, поэзии, даже – было время – сама много писала. Служит ей сегодня и личный опыт «прорастания». Когда-то бабушкина нелюбовь к Маяковскому как установка отвернула от его поэзии: грубый, нет рифмы... Пока нечаянно учитель не отдал свободный урок этой теме. Вот было потрясение! Но главное она осознала: надо самой все пробовать «на вкус». Жаль, продолжает Орлова, что у поэзии сегодня все меньше поклонников. Она требует напряжения душевных сил, эмоционального погружения – детективы, конечно, проще читать. И это печально…
Ее понимание жизни «проросло» и в сыновьях. Старший, Сергей, оставил живопись, объяснив: «Мне не нравится, как у меня получается». Она считает, что это уже немало. И младший, Антон, погрузившись в искусство, ушел в другое творчество. «Похоже, истинный хакер – родился с дискетой в руке», – говорит она. Шутка. Впрочем, это вообще примечательно для Елены Орловой. Да, сознает, что как руководитель она достаточно жесткий человек – каюсь, говорит, но иначе бы ничего не состоялось. А спасает ее и окружающих – юмор. Так она приводит в равновесие свое душевное состояние: сбои случаются часто. Вот и теперь, в подготовке к юбилею галереи чего только не пришлось преодолевать! Но… Все получилось, и галерея будет выглядеть еще более радостным домом. Здесь чудесным (!) образом преобразились стены, появился новый свет. Окна галереи по-прежнему ловят солнце, и двери открыты для всех.
…Так незаметно педагогика стала ее второй профессией. Крест ли это? Порой тяжелый – ноги не несут. Но не о долге она сказала, объясняя эту свою ношу, а о любви. Признается, что стала замечать: сегодня среди молодых все больше рисующих художников, играющих музыкантов. Это значит, что «прорастает» ее любовь к искусству…
Нина САВЕЛЬЕВА, «ИНТЕР»-пресс, №42 (662), 27.10.2005