Новый Экспериментальный театр показал волгоградцам комедию «Примадонны»
Дамочка крупного телосложения кокетливо поправляет смоляную прядь и задорно стреляет глазами. Ее подруга, игриво поводя мускулистыми плечами, переступает красными туфельками размера эдак сорок пятого.
Это вовсе не новые актрисы НЭТа. Накладные бюсты и парики смело нацепили молодые актеры театра Евгений Тюфяков и Александр Мельников. Чулки в сетку, боа, стразы, шелка, декольте, изумительные шляпки (роскошные костюмы придумала художница Елена Орлова) – всё при них. Как только «девушки», скромно потупясь, выплыли на сцену, – атмосфера в зрительном зале немедленно стала «погорячее».
Премьера комедии «Примадонны» в Новом Экспериментальном театре, состоявшаяся в минувшую пятницу, навеяла очевидные ассоциации-параллели.
Не первый и не последний раз мужчины играют леди, дам, сеньор, фемин. Тут и экранные персонажи «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Тутси», «В джазе только девушки», и блестящие сценические образы, созданные в свое время Олегом Табаковым (спектакль «Современника» «Всегда в продаже»), Игорем Верником («Портрет»).
В конце концов, и в шекспировском «Глобусе» никого не смущало, что Джульетту играл юноша. Исполнители все до единого были сильного пола.
В китайском национальном театре эту древнюю традицию лицедейства соблюдают до сих пор, не задумываясь, высокое или низкое это искусство.
Когда мужское начало «притворяется» женским, инь «перепутывается» с янь – это пикантно само по себе. Комический эффект вытекает из гротескной ситуации. Тут куда сложнее обойтись без тяжеловесной клоунады и кривляния. И высший пилотаж, когда комедия положений, подобно хорошему шампанскому, сверкает искрами игривых шуточек, бурлит, разгоняет кровь.
Премьерный спектакль «Примадонны» после нескольких первых вяловатых сцен вдруг – словно вышибли пробку из бутылки – становится вкусным, игристым и расслабляющим. «Ой, тут такое творится! Все танцуют и поют!»
Это правда – артисты искусно отбивают чечетку и танцуют чарльстон. И распевают песни на упоительные мелодии Никиты Богословского и «АВВА». А главное, актеры купаются в действе – интригуют, хулиганят, примеряют разные маски. И, кажется, получают от этого удовольствие не меньшее, чем зрители.
Комедия популярного американского драматурга Кена Людвига «Примадонны» лихо сделана. Не случайно ее поставили ведущие театры мира. В России получила известность постановка «Примадонн» в МХТ режиссера Евгения Писарева (с Дмитрием Дюжевым и Юрием Чурсиным в главных ролях).
…Два неудачливых актера-англичанина Лео и Джек (Александр Мельников и Евгений Тюфяков) совершают «чес» по американской провинции. Увы, трагедии Шекспира не имеют успеха у сытых фермеров. Им стриптиз подавай. Поняв, что классикой не прокормишься, нищие актеры идут на аферу. Но для этого друзьям пришлось притвориться двумя «племянницами-наследницами» столетней умирающей миллионерши (народная артистка России Алла Забелина). У старухи они встречают красотку-«кузину» (Екатерина Мелешникова), невесту местного пастора. Один из героев немедленно в нее влюбляется. У другого тоже начинается любовь-морковь. Действие стремительно несется к счастливому финалу.
А зрителю ничего не остается, как вновь веселиться. Мы не хотим сказать, что НЭТ злоупотребляет бродвейскими коммерческими шоу, хотя они составляют значительную часть репертуара театра. Но среди этих работ спектакль «Примадонны», как нам кажется, занял особое место.
Пьеса Кена Людвига умнее, чем может показаться на первый взгляд. Неожиданность сюжетных построений, легкость диалогов, обличение лицемерия церковного клирика (заслуженный артист России Олег Алексеев), стяжательства доктора Майерса (Сергей Викторов) и скудоумия Буча (Дмитрий Гнацинский), влюбленность молодых героев в самых нелепых и неловких обстоятельствах… «Секс, юмор, жизнь. Вы что-нибудь об этом слышали?»
Отважный художественный руководитель НЭТа народный артист России Отар Джангишерашвили поручил сыграть роли отчаянных «примадонн» двум молодым исполнителям. И они, по стопам Тони Кертиса и Джека Леммона, сорвали с лихвой аплодисментов и зрительского смеха.
Аллу Забелину, чудесно перевоплотившуюся в чумовую старушенцию, вполне могла не узнать какая-то часть зрителей, не купивших программку.
Театральность в квадрате отличает спектакль «Примадонны». Персонажи надевают разные личины, а то – принимаются репетировать Вильяма нашего Шекспира, декламируя целые монологи из «Двенадцатой ночи».
Все перевоплощения происходят на небольшом пятачке сцены. То ли бензоколонка, то ли затерянный в пустыне вокзал – фактически это сцена на сцене (сценография Отара Джангишерашвили). Музыкальная палитра спектакля – словно попурри из разных мюзиклов, в котором не хватало разве что кантри.
А с какой великолепной самоиронией посылал Олег Алексеев в зал свою реплику: «Ох уж эти мне актеры! Что с них возьмешь…»
Юлия Гречухина.
Волгоградская правда, 15.02.2011