Музыкально-драматический казачий театр, Волгоград
Самым сложным в работе над спектаклем «Собачье сердце» было
найти свою изобразительную идею. Очень уж известен, любим и часто цитируем замечательный фильм ВВ Бортко. Но у нас был свой Владимир Владимирович, Тихонравов, со своим взглядом, своими задачами. В работе над сценографией я достаточно быстро отошла от предметного мира сцены, т.к. мне показалось, что интересно взглянуть на мир той, булгаковский, эпохи и, в частности, Москвы, через произведение художника, жившего и творившего в то же самое время. Мы с Владимиром Владимировичем остановились на произведении «Москва» Аристарха Лентулова (картина находится в Третьяковской галерее, поэтому театр заключил договор с Третьяковкой, которая и предоставила нам разрешение на использование изображения в качестве задника). Этим мы как бы погружаем зрителя в кубофутуристическую атмосферу, которая, на наш взгляд, находится с текстом повести «Собачье сердце» в диалектическом единстве. Все реально и узнаваемо, но вместе с тем невозможно и фантасмагорично. Ломка привычной жизни, ломка устоев и стереотипов, поиски новых форм. В литературе, в жизни, в искусстве, в медицине. Все медицинские поиски и эксперименты профессора Преображенского происходят вроде бы в привычной Москве, в любимой квартире, но уже в условиях «уплотнения», повышенной активности культурной комиссии жилтоварищества, постоянных явлений товарища Швондера сотоварищи и пр., пр., пр. Кубическая конструкция, предложенная мной, одновременно призвана поддерживать стиль лентуловской Москвы, быть использованной в качестве обозначения различных функций комнат квартиры профессора, так непонятных «жилтоварищам», и символизировать ломку привычного, предметного, мира, с подменой его новыми формами, уход от утонченного изящества патриархального быта московской интеллигенции в весомое, крепко сбитое, рубленное искусство революционных масс. Новая жизнь, в новой Москве, в новом мире, новое искусство. Мы свой, мы новый мир построим?
Е.Орлова
Казачий театр поставил революционную комедию с элементами хоррора
Премьера спектакля «Собачье сердце» накануне с успехом прошла в волгоградском Казачьем театре.
На волгоградской сцене получила прописку зачитанная до дыр повесть Михаила Булгакова о том, как светило медицины профессор Преображенский, сделав операцию обычной дворняге, превращает ее в человеческое существо Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Режиссер-постановщик Владимир Тихонравов и художник-постановщик Елена Орлова предложили яркий визуальный образ спектакля. В основу сценографического решения легла известная картина российского художника-авангардиста Аристарха Лентулова «Москва», хранящаяся в Третьяковской галерее. Такое модернистское художественное оформление для Казачьего театра что-то совсем новое, но очень интересное.
Главная деталь декорации – это многократно увеличенная репродукция «Москвы» Лентулова с изломанными линиями стен, зданий, куполов, с густыми звучными красками – что само по себе эмоционально сильно и не дает забыть о крушении устоев и великом переломе в России 1920-х.
Ее дополнили мобильные кубические конструкции с черными и серебряно-зеркальными боками. Их по ходу спектакля постоянно перемещали, складывали их наподобие лего, превращая то в смотровой кабинет профессора Преображенского, то в его же столовую, а то и в символический прообраз тюремной камеры, наверняка в будущем поджидающей интеллигентов с их «контрреволюционными» разговорчиками. В тексте Булгакова об этом ничего не сказано, но история-то Отечества хорошо известна…
Ах, как хотелось раздвинуть небольшую сцену Казачьего театра и дать больше простора этим все же громоздким модулям, лучше осветить эти чудесные зеркальные декорации с их отражениями, иллюзиями. В иные моменты освещенность сцены больше напоминала «Черный квадрат» Малевича…
Блистательный текст Булгакова давно разобран на цитаты. И уж про то, что «разруха не в клозетах, а в головах», каждый может порассказать не хуже профессора Преображенского. Артист Юрий Морозов был в этой роли невозмутимый, педантичный, говорил ровным голосом, устало жаловался харизматичному Андрею Григорьеву − Доктору Борменталю:
− Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?
Безнадежность в голосе артиста хорошо понятна, но было ли его слышно на галерке? Наверняка в следующих спектаклях это можно откорректировать.
Самая сложная задача была у Александра Кривича, и с ней он великолепно справился, − показать превращение милейшей, хитрой и доброй, дворняги Шарика в жуткого гомункулуса Шарикова, садиста, готового передушить не только всех кошек Москвы, но и своих новых «франкенштейнов». Кстати, сцены хирургической операции, во время которой рождалось Существо, смотрелись прямо как настоящий хоррор.
Зато коллективные репетиции художественной самодеятельности домкома – это уже фантасмагория: пляски в обнимку со стульями, причудливый мелодический микс «Собачьего вальса», «Аиды» и «Вихрей враждебных»… Все смешалось и перевернулось…
Спектакль не просто о том, что хорошего пса обратили в двуногого мерзавца, а, не справившись с его воспитанием, переделали назад в собаку. Вопрос в том, куда привели страну люди, рожденные эпохой радикальных экспериментов и что мы от них унаследовали?
– Булгаков абсолютно не потерял своей актуальности сегодня, в 2019 году, – говорит режиссер Владимир Тихонравов. – А сейчас, возможно, еще труднее разобраться в закономерностях психофизики, когда «гипофиз стучит в мозгу». Но ведь главное в развитии цивилизации – не потерять честь, совесть, достоинство.
Была в спектакле еще одна актриса, о которой стоит сказать особо. «Собаку Шарика до операции» сыграла настоящая овчарка Арчи, трогательно указанная в конце программки. Предварительно эта рыжая красотка честно прошла кастинг и на сцене показала себя настоящей звездой – не реагировала на посторонние запахи и звуки, дисциплинированно выполнила все мизансцены. А уже в финале Александра Кривича, своего партнера, уверенно лизнула в нос.
Юлия Гречухина,
Волгоградская Правда 17.05.2019